Согласно еженедельному обзору WINGX Global Market Tracker, опубликованному в четверг, вследствие всплеска спроса на бизнес-джеты в период рождественских праздников, годовая тенденция мировой активности деловой авиации снизилась примерно на 11% по сравнению с декабрем 2019 года, что является лучшим сравнительным показателем с момента начала пандемии. На пике 23 декабря было совершено немногим более 12 000 рейсов, а скользящая средняя дневная активность за 7 дней превысила предыдущий постмартовский пик.
Напротив, в декабре регулярные авиаперевозки снизились на 48%. С начала пандемии регулярные пассажирские перевозки сократились на 63%, в то время как активность бизнес-авиации сократилась на 29%, по сравнению с тем же периодом 2019 года. Мировые грузовые перевозки с марта выросли на 6% и на 16% – в декабре.
Две трети мировой активности деловой авиации в декабре приходилось на США, при этом здесь количество рейсов снизилось на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, улучшившись относительно снижения на 16% в ноябре. Чартерная активность оставалась стабильной: рейсы сократились на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а налет чартерных операторов увеличился на 2%. Полеты операторов по управлению воздушными судами также были стабильными, всего на 6% меньше прошлого года, за счет чартеров третьих сторон. Частные рейсы отстают, на 17% ниже нормы, в основном из-за простаивающих корпоративных летных отделов. В географическом отношении Флорида показала себя самым загруженным штатом: выполнено на 12% больше рейсов, чем в декабре 2019 года. Полеты в Аризону выросли на 10% по сравнению с прошлым годом. Калифорния пока отстает, продолжающиеся меры изоляции остановили восстановление на уровне 80% от нормы. Техас в декабре значительно приблизился к восстановлению, трафик снизился на 6% в годовом исчислении.
Драйвером в рождественские праздники в США стал спрос на полеты для отдыха. Рейсы из США в Мексику выросли на 17%, а на других направлениях Карибского бассейна наблюдался значительный рост числа туристов из США: полеты на острова Теркс и Кайкос увеличились на 41%; на 15% – на Синт-Мартен; на 32% – в Коста-Рику; почти на 70% выросло количество рейсов на Антигуа и Барбуду по сравнению с декабрем 2019 года. Наиболее сильными пунктами вылета были аэропорты Флориды: в Неаполе, Майами-Опа-Лока и Уэст-Палм-Бич активность увеличилась более чем на 20% по сравнению с прошлым годом, вылеты деловой авиации из Скоттсдейла выросли на 30%, из Солт-Лейк-Сити – на 19% больше, чем в декабре 2019 года. Тетерборо по-прежнему оставался самым загруженным аэропортом для деловой авиации в декабре, но трафик упал на 45%.
В Европе в декабре было выполнено 40 000 рейсов деловой авиации, примерно на 6000 полетов или 13% меньше, чем в декабре 2019 года. Как и в случае с США, это означает отскок после 20%-ного спада в ноябре, и возвращение к октябрьскому восстановлению. Устойчивым сегментом являются чартерные рейсы: чартерные операторы летают на 7% ниже обычного, но налет вырос на 1%. Частные полеты, в основном владельцев самолетов, также оказались устойчивыми, на уровне более 90% от нормальной активности. Грузовые рейсы бизнес-авиации были загружены на 18% больше, чем в прошлом году. Рост пришелся не на ведущие рынки: вылеты из Франции и Германии упали почти на 20%, из Италии – на 25%, из Великобритании – на 30%. Поддержку рынку оказали Испания, Россия и Турция, увеличившие объем полетов соответственно на 1%, 5% и 20% в годовом исчислении. Полеты внутри Турции выросли на 25%, а также наблюдался сильный рост полетов из Турции в Россию, Великобританию, Албанию, Грецию.
На уровне аэропортов во всей Европе самым загруженным в декабре стал Ле Бурже, но активность здесь снизилась на 29% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, также слабыми были Линате, Чампино, Мюнхен, а в Лутоне выполнено на 40% меньше вылетов по сравнению с прошлым годом. Фарнборо и Женева продолжали оставаться на 20% ниже нормы, но Цюрих и Биггин Хилл показали трафик всего на 10% меньше по сравнению с прошлым годом. Рост пришелся на Ниццу (количество рейсов увеличилось на 7%), Внуково (рост на 12%) и Ататюрк (на 40%). Наибольший рост наблюдался на рейсах из Москвы в Дубай, Санкт-Петербург и в Западную Европу через Ниццу и Ригу. Рейсы из Испании в Бельгию и Германию в декабре выросли на 50%. Также направления с ростом в период Рождества включали Великобритания – ОАЭ и Россия – Мальдивы.
В декабре 2020 года четыре сегмента бизнес-джетов совершили больше рейсов, чем в декабре 2019 года: VLJ, джеты начального уровня, легкие и средние самолеты. Тяжелые бизнес-джеты выполнили на 19% меньше полетов по сравнению с прошлым годом, сверхдальние налетали почти на 30% меньше часов, а трафик бизнес-лайнеров снизился на 46%. Phenom 300 был самым загруженным легким бизнес-джетом, его полеты упали на 3%, но налет вырос на 7%. Налет Hawker 700-900 также несколько увеличился, как и CJ1 и Nextant. Спрос на Caravan, King Air и PC-12 был близок к норме. Challenger 300/350 летал на уровне 88% от нормы, а Challenger 600 был самым загруженным из больших бизнес-джетов, но трафик его снизился на 16%. В декабре Gulfstream GV/500 совершил 5400 рейсов, что на 23% меньше, чем в прошлом году.
Управляющий директор WINGX Ричард Кое комментирует: «Первая половина декабря была вялой, но период праздников продемонстрировал устойчивый спрос на бизнес-авиацию для поездок к местам отдыха. Для рынка США это очевидно страны Карибского бассейна. В Европе ограничения в значительной степени подавили этот отложенный спрос, в лучшем случае отложив лыжный сезон. В России и Турции более высокая активность полетов свидетельствует о том, что бизнес-авиация заполняет пробелы, возникшие из-за сокращения регулярных авиаперевозок».